Что такое ПНООЛР? Цели, этапы и процесс разработки проекта
Наименование ПНООЛР расшифровывается так – проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Иногда встречаются и другие названия этого же понятия – проект НООЛР или проект лимитов на отходы.
Главные требования для составления и разработки ПНООЛР устанавливаются Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» (посл. редакция от 03.07.2016г.). А методика составления и содержание проекта прописаны в приказе № 349 Министерства природы от 05.08.2014г.
Какие организации обязаны иметь ПНООЛР?
В 11-ой статье ФЗ № 89 четко обозначен круг организаций, которые обязаны выполнить проект отходов для того, чтобы уменьшить их количество образования – это компании любых организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, деятельность которых относится к эксплуатации объектов (зданий, сооружений, производственных площадок), связанных непосредственно с отходами.
Так или иначе, любое предприятие имеет в своей деятельности отходы. Законом разъясняется, что проект пноолр разрабатывается для тех организаций, которые, исходя из производственной необходимости, взаимодействуют с вредными и опасными отходами или занимаются обслуживанием отходов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и жизнь людей.
К примеру, компания может заниматься транспортировкой отходов или процессом их утилизации. Отдельные предприятия сталкиваются с процедурой захоронения отходов собственного производства.
Для компаний малого и среднего бизнеса нет необходимости в разработке проекта отходов, но они должны каждый год подавать отчет в специализированной форме об образовании в их деятельности отходов.
Цели и задачи создания и разработки ПНООЛР
Наличие проекта по отходам, согласованного в Департаменте Росприроднадзора (или его структурном подразделении), дает право на получение для организации Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Это означает, что конкретное предприятие получает зафиксированные документально нормативные показатели образования отходов и лимиты (максимальные количества одного вида) на их размещение:
- норматив образования отходов – рассчитываемый параметр для отходов каждого вида по степени их опасности и относительно состояния экологии на территории их образования. Для России утверждена общая база за исключением нескольких природных зон.
- лимит размещения отходов – максимальный объем отходов одного вида за определенный период, который вырабатывается в процессе работы предприятия (лимиты продлеваются один раз год).
Без этого документа невозможно вести обычную деятельность компании, в том числе:
- планировать строительство объектов или осуществлять эксплуатацию производства (цехов, мастерских),
- рассчитывать объем выпуска готовой продукции,
- выполнять любые процессы с отходами – их сбор, транспортировку и утилизацию.
Подготовленный проект НООЛР помогает в решении таких задач:
- представление и расчет количественного объема производимых отходов относительно реального объема производства,
- обоснование и планирование отходов, оказывающих негативное влияние на экологию и окружающую среду,
- обоснование размещения отходов в отведенных для них местах.
Проектом предусматриваются определенные условия для временного складирования отходов и участки для их размещения в рамках соблюдения нормативов действующего санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.
ПНООЛР – это главный с точки зрения экологии документ, сопровождающий производственный процесс на каждом предприятии. Разработка проекта необходима в целях:
- определения состава (качественного и количественного) отходов, образующихся на предприятии,
- оптимального выбора способа их утилизации – возможное использование, обезвреживание или захоронение.
Процесс и этапы разработки ПНООЛР
При создании проекта учитываются следующие факторы:
- экологическая обстановка на территории и вокруг предприятия,
- объемы, класс и вид производимых отходов,
- размеры и вместимость площадки для хранения отходов,
- расчетные сроки и возможность использования площадки для захоронения отходов,
- предельно-допустимые вредные воздействия (ПДВ) отходов на окружающую среду,
- свойства отходов, которые допустимо использовать для вторичного применения,
- технологии переработки отходов, разрешенные и применяемые для предприятий в определенной отрасли,
- экономическую целесообразность транспортировки отходов отдельными партиями.
В процессе системной работы над проектом выделяются последовательные этапы:
- Получение от заказчика исходной документации.
Исходными данными (основанием) являются – информация технологических карт, регламенты использования сырья, замеры по выбросам и сбросам прошлого года, ранее подготовленные отчеты по этой теме. Все полученные сведения формируются в табличном виде или как приложения и прилагаются вместе с ПНООЛР. - Выезд специалиста-эколога на предприятие для оформления реестра отходов по кодам ФККО (Федеральный каталог классификации отходов).
Специалист непосредственно на предприятии выявляет рабочие процессы с образованием отходов или другие источники их появления, фиксирует площадки их временного скопления или полного захоронения. - Подготовка ПНООЛР – оформление документации.
К моменту разработки проекта у предприятия должны быть проведены обязательные мероприятия:- первичный учет образующихся отходов (инвентаризация источников их образования),
- выделены и оборудованы места для хранения отходов,
- оформлены паспорта на каждый вид отходов с указанием класса опасности,
- получена лицензия на сбор, транспортировку и размещение отходов I — IV класса опасности.
- Согласование в Росприроднадзоре.
Проект ПНООЛР готовится в 2-х экземплярах. Один остается в органах Росприроднадзора, второй хранится на предприятии. Допускается подача проекта нормативов на отходы в электронном виде при наличии его подписи ЭЦП (электронной цифровой подписью).
Содержание проекта НООЛР:
- характеристика деятельности и рабочих процессов отдельного предприятия в качестве основного источника образования отходов,
- систематизация отходов по ФККО и классам опасности (сведения указываются в паспортах отходов),
- описание каждого вида отходов по составу, физико-химическим свойствам и характеристикам,
- расчеты ежегодных объемов отходов и их обоснование,
- схема операционного движения отходов, в том числе и передача другим организациям,
- определение и характеристика площадок (мест) для временного хранения или складирования отходов для их дальнейшего вывоза,
- характеристика технологий и оборудования для переработки (повторного использования) отходов и/или их обезвреживания,
- сведения о площадках, на которых размещаются отходы,
- характеристики мониторинга окружающей среды на территориях размещения отходов,
- предложения и мероприятия по снижению количества образования отходов,
- предложения по лимитам на размещение отходов.
Почему выгодна разработка ПНООЛР?
Согласованный проект НООЛР является основанием для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Предприятию выдается разрешение с указанием этих лимитов и по ним рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
При отсутствии ПНООЛР или нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по ФЗ № 89 предусмотрено ограничение деятельности предприятия с возможностью полного прекращения.
Согласно Кодексу РФ об административных нарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований (отсутствие ПНООЛР) предусматривается ответственность в виде наложения штрафа:
- на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей,
- на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на период до 90 суток,
- на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей, в том числе и приостановление деятельности на период до 90 суток.
Варианты разработки ПНООЛР
Некоторые предприятия пытаются самостоятельно заниматься разработкой ПНООЛР. Для этого требуется большое количество времени и специальных знаний. Необходимо постоянно отслеживать изменения в законодательстве и изменять проект в соответствии с нововведениями. Как правило, и процедура согласования документа в этом случае проходит длительно и затратно (с отказами и повторным принятием документов).
Оптимальный вариант разработки ПНООЛР – обратиться к профессионалам в специализированную организацию (например сюда — экоизыскания.рф), выполняющую полный спектр услуг от подготовки документов до их согласования. При этом сокращаются сроки исполнения, а процедура согласования проходит сразу и намного быстрее. Кроме того специалисты-экологи могут дать рекомендации по технологиям для сокращения объемов образования отходов, что приведет в дальнейшем к уменьшению платы и расходов на эту статью. Для предприятия очевидны и другие преимущества:
- специалисты имеют высокую квалификацию и уровень знаний, владеют информацией о последних изменениях законодательной базы, что влияет на качество подготовки проекта и его последующее согласование, а также гарантирует минимальные сроки исполнения работ,
- маловероятны или исключаются ошибки при разработке проекта, поскольку профильные компании обращаются только в проверенные лаборатории или к опытным партнерам,
- специализированные компании дают экспертную оценку деятельности предприятия, что влияет на оптимизацию процессов образования отходов и их количества и помогает снизить налоговую нагрузку.
В основном составление и подготовка ПНООЛР в профильных компаниях не превышает 10-ти рабочих дней с момента получения полного пакета исходных документов. В зависимости от степени сложности оформления – характера видов деятельности предприятия и номенклатуры образующихся отходов, срок исполнения проекта может быть увеличен до 20 – 30 дней.
Срок согласования разработанного ПНООЛР в государственных органах не превышает 30-ти рабочих дней со дня подачи документов, которые принимаются по описи с обязательной отметкой о получении. После проверки документация утверждается или отправляется на доработку. В этом случае в письменной форме прикладывается пояснение причин отказа в утверждении.