МТЛБ
МТЛБ — такая аббревиатура стойко сохранилась в лексике современных военных. Возникновение МТЛБили как их называют — многоцелевые легкие бронированные транспортеры – было продиктовано требованиями времени. А и вправду: на поле боя танкисты перемещались на своих могучих машинах, артиллеристы самоходной крупнокалиберной артиллерии защищались с помощью брони САУ, а мотострелки перемещались на БМП и БТР. И что же должны были делать те, кто в своем вооружении имел несамоходные пушки? Перемещаться на грузовиках? Возможно. И все же… Далеко не каждый грузовик сможет выдержать, к примеру, 122 мм гаубицу либо 100 мм противотанковую пушку, в особенности на мягком грунте. Кроме того, каким образом можно уберечь расчет орудия? Конечно, более удобно для него ехать в кузове, с ветерком. И все же это в тылу. Как быть на передовой? В ситуации, когда вокруг летят осколки снарядов и шальные пули? Вывод так и проситься: необходима надежная броня. Вот она и возникла: уже в 1964-м появился легкий бронированный многоцелевой транспортер МТЛБ. Его разработкой занимались специалисты Харьковского тракторного завода, руководил группой конструкторов Белоусов А.Ф. До 1966-го года был запущен серийный выпуск МТЛБ.
Армейская «рабочая лошадка»
Совсем необыкновенно машины стали возникать в армии. Ранее все перспективное оснащение и техника разрабатывались изначально для потребностей усиления обороноспособности государства, и только после этого ее адаптировали для применения в секторе народного хозяйства. Но с МТ-ЛБ все произошло совершенно иначе. После того, как было вынесено решение убрать с вооружения изжившие себя АТ-П гусеничные артиллерийские тягачи, 1949-го года выпуска, не существовало необходимого оборудования для замены. Требовалась разработка кардинально новой, более совершенной машины. Потому конструкторы, пытаясь максимально сэкономить деньги и время, за базис нового армейского тягача взяли легкий транспортер МТ-Л, который уже долгое время успешно использовался в народном хозяйстве. По сути, никакой доработки не нужно было выполнять: единственно, необходимо было добавить МТ-Л бронированный корпус, а также немного исправить конструкцию машины.
Военные сразу же оценили такую машину. Ведь она избавила их от многих проблем. С этого времени все артсистемы, вес которых составлял не более 6,5 тонн, получили свою тягу, тогда как расчеты были безопасно защищены: водонепроницаемый сварной корпус тягача, произведенный из броневых катаных листов, отлично отражал осколки снарядов, мин, а также пули стрелкового оружия. К тому же, обновленный транспортер мог выполнять перевозку практически всего спектра военно-технического инструментария: от полевой кухни, дров, заканчивая боеприпасами. Бронемашина имела дополнительные прицепы, благодаря чему повышалась функциональность МТ-ЛБ.
У многоцелевого тягача присутствуют 3 отделения: грузовое, силовое и отсек управления. При этом отсек управления размещен в передней зоне. В нем расположены сиденья 2-х членов экипажа: по правую руку – сиденье командира, по левую – механика-водителя. Примечательно, что командир кроме реализации своих базовых обязанностей, выполняет функции пулеметчика: из-за того, что 7-62-мм пулемет ПКТ установлен во вращающейся бронированной конической башенке над головой командира. В машину механик-водитель и командир могут попасть через люки, размещенные в верхней зоне корпуса МТ-ЛБ.