ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ НАПИСАТЬ ЧЕРТОВ БИЗНЕС-ПЛАН
Предприниматель, инвестор и консультант Джон Вестенберг делится соображениями насчет того, почему даже самый небольшой стартап нуждается в бизнес-плане. Читайте перевод его мыслей на эту тему:
Я знаю, что бизнес-планы сейчас не в моде. Они непопулярны. Многие стартапы, с которыми я встречался, или не имеют бизнес-плана, или смеются при мысли о его написании. Они все прочитали «Бережливый стартап» и это все, что они вынесли из книги — «забудьте о планировании, стартапы не нуждаются в нем».
Так что когда я задаю им вопросы об их бизнесе, они отвечают уклончиво. Уклончиво, размыто и некрасиво. У них проблемы с историей, с продуктами и с четким видением будущего компании. Каждый член команды держит в голове свою собственную картину происходящего.
Инвестор далеко не всегда попросит у вас показать ему бизнес-план — хотя поверьте мне, инвесторы не испытывают к бизнес-планам такого сильного отвращения, как это мнится детишкам-стартаперам — но это жизненно необходимый документ для большинства молодых компаний. Бизнес-план привносит гармонию в ваш проект.
Даже бережливые компании нуждаются в бизнес-плане
Я знаком с методикой Lean Startup — она очень хорошо зарекомендовала себя при разработке продукта. В идеальном мире она будет точно так же хорошо работать и для построения компании. К сожалению, компания — это организация, которой нужно что-то еще для поддержания ее в целостном виде, потому что любая компания — это всего лишь рыхлое сборище людей с нечетким пересечением интересов.
Это и есть цель бизнес-плана — дать каждому четкий документ, из которого становится понятно, когда вы выиграли, а когда проиграли; выросли вы или наоборот уменьшились; достигли запланированных показателей или нет. Бизнес-план не обязан быть сложным, на начальном этапе он может представлять собой всего лишь несколько страниц, написанных простым языком и описывающих следующие вещи:
— Что представляет собой ваш продукт, что он делает и зачем существует.
— Вашу стратегию по выводу продукта на рынок.
— Модель монетизации.
— Цели и этапы их достижения.
— Каким образом вы поймете, что у вас ничего не получилось.
— Образ вашего клиента и целевой рынок.
— Финансовые нужды.
Не стоит напрягаться и писать слишком сложный бизнес-план в MBA-стиле, который занимает 60 страниц, не включая примечания. Я советую делать бизнес-план настолько коротким, насколько это вообще возможно. Если я пишу бизнес-план и не могу уложиться в 10 страниц, это первый признак того, что весь чертов бизнес слишком сложен или что я просто не понимаю его.
Когда вы впервые пишете бизнес-план, в этом будет принимать участие вся команда основателей. Это ваш шанс разобраться с взаимным непониманием и понять, что кто-то настроен на «неправильную волну». Вы можете проанализировать точки зрения всех заинтересованных лиц и точно определить, чего ваш стартап пытается добиться в смысле разработки продукта, роста, бизнес-модели и внутренней культуры. Ваш бизнес-план — это рабочий чертеж, согласно которому вы будете строить компанию вместе, поэтому важно, чтобы каждый член команды принимал участие в его написании.
Если вы единственный основатель, постарайтесь найти людей, которым вы можете доверять, и привлечь их к работе над бизнес-планом, чтобы проверить ваши идеи и предположения.
Работа над планом — это командное упражнение
На мой взгляд, команда стартапа должна регулярно собираться и работать над бизнес-планом. Это не тот документ, который можно закончить и забыть о нем, его надо просматривать и корректировать каждый месяц. Подобные упражнения помогут компании не потерять фокус и не сбиться с пути, а каждый член команды будет уверен, что он на своем месте и делает именно то, что от него требуется.
Как только документ достигнет стадии рабочего черновика — то есть когда в нем будут описаны все нужные вещи и представлена вся нужная информация — сделайте его объектом ежемесячного собрания, на котором в течение 30 минут вы будете обсуждать документ и задавать следующие вопросы:
— Следуем ли мы плану?
— Если нет, то есть ли у нас объективная причина так поступать, которая указывает на проблемы с планом?
— Каких целей мы достигли?
— Что изменилось в нашей стратегии?
— По-прежнему ли план описывает нашу компанию?
Я считаю, что в полном отказе от традиционных методов планирования и ведения бизнеса таится большая опасность. Мне известны основатели стартапов, которые прочитали все новомодные книги и знают все актуальные идеи, но при этом не знают основ бизнеса. Они похожи на людей, которые пытаются приготовить какое-то сложное блюдо, но при этом не знают, что предварительно надо разогреть духовку до нужной температуры.
Назовите меня сумасшедшим, но я не верю в успех таких предпринимателей. Они забыли, что стартап — это бизнес и что он требует таких же усилий, как любой другой бизнес. Концептуальный отказ от бизнес-плана только потому, что бизнес-планирование сейчас не в моде, — это очень близорукий подход.
Вы можете не согласиться со мной, и может быть у вас за плечами есть годы стратегического планирования, которые подтверждают вашу точку зрения. Но большинство юных предпринимателей, создающих свои первые компании, не имеют за плечами совершенно никакого опыта. Они пытаются нащупать свой путь в темноте, но они не знают, какая именно нить выведет их из лабиринта.
Для них бизнес-план станет ключевым документом, потому что его написание и последующий анализ позволит им двигаться вперед и лучше знать, чем их компания является, чем не является и чем хочет стать.