Выбор оборудования
Выбор оборудования и технологии в взаимозависимость. В некоторых проектах производственная технология является частью и компонентом поставляемого оборудования. В этом случае нет необходимости в отдельных соглашениях по приобретению технологии. Если технологию необходимо приобретать отдельно, выбор оборудования производится после определения технологии. Следовательно, потребности в машинах и оборудовании должны определяться на основе мощности завода, отобранной производственной технологии и производительности оборудования.
выбор оборудования на стадии технико-экономического обоснования проекта заключается в определении оптимальной группы машин и оборудования, необходимых для принятой производственной мощности. Выбор оборудования зависит от типа проекта. Для большинства перерабатывающих отраслей промышленности машины или группу машин следует определять для различных стадий переработки с тем, чтобы различные стадии сливались в одну. Таким образом, потребности в машинах и оборудовании следует увязывать с необходимой мощностью на различных стадиях переработки.
Выбор оборудования для отраслей обрабатывающей промышленности носит более широкий характер, поскольку различные машины выполняют обычно аналогичные функции с различной степенью точности. Так, например, комплекс станков, необходимых для изготовления дизельных моторов или некоторых видов компрессоров, может включать станки различного вида. С инвестиционной точки зрения издержки по оборудованию будут минимальными при его соответствии требованиям выбранного технологического процесса. При выборе оборудования для станкостроительного предприятия следует определить все операции механической обработки, необходимые для достижения проектной производственной мощности в течение определенного периода; составить график работы оборудования по каждой операции; выбрать отдельные станки для их выполнения; рассчитать количество машин, необходимых для достижения за этот период различных производственных уровней.
Список заводского оборудования должен включать все передвижные и стационарные машины для производства, переработки и управления; соответствующие устройства, которые являются составной частью машин и не предназначены для выполнения каких-либо других специальных целей. Такое оборудование можно соответствующим образом классифицировать для различных видов проектов. Одна из классификаций предусматривает разбивку оборудования на следующие подгруппы: •
заводское (производственное) машинное оборудование; •
механическое оборудование; •
электрическое оборудование; •
контрольно-измерительная аппаратура; •
промышленное конвейерное и транспортное оборудование; •
другие установки и машины.
Для монтажа и установки оборудования могут потребоваться специальные фундаменты, опорные конструкции, стены, штанги и потолки. Группы оборудования и машин для различных функциональных процессов или производственных центров должны быть подразделены до уровня отдельных машин и установок. Перечень машин должен быть полным, чтобы удовлетворять требованиям каждой стадии производства, начиная от получения сырья и кончая отправкой готовой продукции. Необходимо определить проектную мощность различных видов производственного оборудования и составить соответствующую ведомость.
Перечни и оценка машин и оборудования, установленные на стадии технико-экономического исследования, могут быть значительно изменены, если в ходе принятия инвестиционного решения изменяются параметры проекта. Однако изменения в принятом технологическом процессе должны вноситься на следующих после технико-экономического исследования стадиях.
Должен быть также подготовлен перечень необходимых запасных частей и инструментов, включая детали, которые поступят вместе с самим оборудованием, и детали и инструменты для замены износившихся частей оборудования.
Потребности в запасных частях зависят от вида промышленного предприятия наличия запасных частей и мощностей по их производству самой стране и возможности импорта. Обычно запасы делаются на три—шесть месяцев. Этот период может быть и больше. В этом случае необходимо проводить тщательную оценку запасов, поскольку они оказывают влияние на заводские материальные запасы и оборотный капитал.
Оценка сметы расходов на импортное оборудование производится на базе фрахта и расходов по разгрузке, а также расходов на внутренний транспорт, страхование и т.д. до доставки на заводскую площадку. Рассчитываются издержки и по монтажу оборудования. Расходы на установку и монтаж оборудования могут колебаться в широких пределах от 1—2% до 5—15% и выше и зависят от характера оборудования и вида работ по его монтажу и установке.
Следующий этап включает определение потребности в зданиях и сооружениях и соответствующей сметы расходов на: •
подготовку и освоение площадки; •
подготовку и/или строительство заводских и производственных зданий; вспомогательных помещений, например ремонтных мастерских, гаражей, кафетериев; научно-исследовательских лабораторий, помещений медицинского обслуживания, складов и хранилищ для конечной и промежуточной продукции, инструментов, запасных частей; административных зданий; зданий бытовых служб персонала, жилых домов.
Смета расходов на здания и инженерно-строительные объекты основывается на каком-либо базовом натуральном или стоимостном показателе, например, квадратных метрах построенной площади или кубических метрах закрытого пространства здания.
В технико-экономическом исследовании должны быть определены необходимые не заводские сооружения и сроки их строительства. Так, иногда административное здание необходимо построить до начала строительства заводских сооружений. Поскольку запланированные административные сооружения должны строиться лишь после того как получена реально ощутимая прибыль, первоначальные сооружения должны планироваться на основе минимальных основных потребностей. С другой стороны, для заводских рабочих должны быть выделены помещения служб социального обеспечения. Хорошо налаженные службы питания и отдыха содействуют повышению производительности и установлению хороших отношений между администрацией и рабочими.
Необходимо рассмотреть и жилищный вопрос. Жилые помещения не строятся лишь в редких случаях. Могут возникнуть проблемы найма необходимой рабочей силы для завода, расположенного в удалении от городского центра. Поэтому, вероятно, потребуются транспортные средства для работающих на заде. Однако в более отдаленных районах единственно возможным вариантом может оказаться строительство жилого поселка со вспомогательными образовательными и медицинскими служба — и службами социального обеспечения. Для этого варианта в технико-экономическом обосновании следует предусмотреть строительство жилого поселка либо организацию транспортного обслуживания персонала предприятия.