Франшиза доставки еды в России — это легкие деньги?
Бизнес активно интересуется темой «пицца-суши» франшиз, но многие быстро остывают, увидев сложности изнутри. Клуб директоров спросил у Данила Панюшкина, владельца быстрорастущей франшизы быстрого питания Farfor, что нужно понимать, чтобы осознанно выбрать франшизу доставки еды в качестве своего дела. Сеть уже завоевала регионы, а 12 июня 2017 открыла первую точку в Москве.
1 Партнерство должно быть взаимным
Только настоящее партнерство даёт результаты. Если один партнер сидит на диване в ожидании чудес, а другой старательно, день за днем, трудится, то это вряд ли можно назвать партнерством. Партнерство — это почти любовь, естественная заинтересованность в развитии объекта партнерства.
2 Франшиза — это не услуга и не товар
Это укомплектованный пакет технологий и подходов, называемый «стандартом». По сути, мы не хотим продать (впарить, создать иллюзию успешности, ввести в заблуждение). По большей части мы хотим приобрести: настоящего партнера, готового принять успех на свою голову. Но надо потрудиться. Как так, опять работать?! Я же уволился, чтобы не работать с 9 до 5! Не-е, не работать. Строить бизнес, заниматься делом осознанно и в кайф.
3 Зарабатывай с партнером, не на партнере
Нам нужен партнер, а не продажа ему франшизы. Паушальный взнос мы отменили именно по этой причине. Правильная франшиза зарабатывает не на паушалке, а на развитии партнерской сети. Вот нет у нас паушалки, и нельзя сказать, что мы что-то продаём. Мы делаем предложение для тех, кто его ищет.
4 Увлекает — бери, не увлекает — не трогай!
Сегодня предложений по франшизам огромное количество и они все продаются, словно хлеб на полке. Добавил в хлеб морковки и всё: у тебя франшиза пекарни, ты, типа, уникален. Считается: выбрал франшизу парикмахерской или бутика одежды, какая разница, лишь бы прибыльно. Но для успеха нужно любить свое дело, вникать и погружаться. Потенциальный партнер часто ищет комфортные условия: где бюджет на запуск поменьше и работать надо поменьше. А выбирать франшизу всё же необходимо, как интересное занятие в жизни, чтобы потом не удивляться, почему ничего не получилось. Кто так делает, тот побеждает всегда.
5 Франшиза — это очень много работы
Как предлагают сегодня франшизу, любую? «Доход от 300 до 500 тысяч в месяц, быстрая окупаемость (за месяц), почти не надо работать (2 часа в день)!» Серьезно? Они забыли, похоже, что живут в России 😉 Разочарую большую половину страждущих по бизнесу, но работать нужно будет всегда, даже когда отдыхаешь. Если ты был наемником, ненавидящим свою работу, тебе нужно не франшизу искать, а новое мировоззрение. Иначе будет хуже. Там на работе ты мог съехать, скосив на обстоятельства, на босса, на всех вокруг, и вроде выйти сухим из воды. В бизнесе такое не прокатит, и каждый подобный съезд оборачивается провалом.
6 Строя бизнес, развивать российский рынок франшиз
Рынок франчайзинга на западе и рынок франчайзинга в России — это две цивилизации. Менталитеты противоположны. Там франчайзингу 120 лет, у нас 15 с хвостиком. Западный бизнес веками учился адаптироваться. Он эластичный, изменчивый, обладает колоссальными наработками, научной и экспериментальной базой, опытом, передаваемым из поколения в поколения. В России предпринимательству 20 с небольшим лет. Культура партнерства на самой ранней стадии развития, и она принципиально другая из-за того же менталитета. Также государство и бизнес еще не поняли, как вместе «плыть».
7 90% усилий и времени затрачивается на подготовку
Люди сразу хотят перейти к запуску, а это 10% от всех действий. Мы сразу говорим, что нужно готовиться: изучать рынок по нашим моделям или приехать к нам на обучение и прочее. Не хотят. Партнер смотрит на тебя через камеру скайпа и говорит: «Странные вы какие-то, вон у «Суши-груши» не нужно никакие рынки конкурентов изучать, не надо на обучение ехать…» Ок! Тогда вам лучше сотрудничать с «Суши-грушами», мы вам не подходим.
8 Франшиза — не печь для пиццы, это высокие технологии
В умах многих до сих пор сидит устаревший подход к бизнесу: нужно взять у франчайзи оборудование и поставить в арендуемое помещение. А дальше? Кому продавать-то? Бизнес это комплекс современных мероприятий. Мы — интернет компания со своим производством. Доставка еды сегодня — это программы учета, CRM, ERP, сайт, бонусные системы и так далее. Менеджмент, маркетинг и продвижение. А оборудование — вон продаётся в любом интернет-магазине.
9 Кадры решают все
Наш заместитель генерального директора студентом пришел на кухню. Брался за любую работу. Мыл посуду, убирался, следил за чистотой. Наблюдал за тем, как работают повара, помогал им. Позже научился готовить некоторые заготовки, потом и сами блюда. Однажды повара взбунтовались и ушли, и они с коллегой вдвоем вытянули все заказы. Затем ездил открывать партнерские города. Сегодня он заместитель генерального директора и эта история показывает, как важно поддерживать людей в их стремлении. Мы начали бизнес, будучи сами новичками во франчайзинге. Мы учились вместе с первыми партнерами и продолжаем учиться. А как иначе? Если у вас есть другое лучшее решение — поведайте мне о нем!
10 Франчайзи растит партнеров и наоборот
Мы учим не только готовить еду и доставлять её клиенту. Мы учим бизнесу, мы «бизнес по производству бизнеса». Наша школа обучает бизнес-процессам и конкретизирует каждый процесс согласно нашей деятельности. Ничего лишнего, только наглая статистика, опыт и факты. Мы стараемся брать в партнеры активных, стойких, позитивных, но в то же время серьезных людей. Именно партнерство приносит деньги основателю франшизы, поэтому сейчас у нас нет паушального взноса. А вот свободных городов все меньше.
11 Стандарт — наше все
Стандарт во франчайзинге будто навигатор по стратегии. Он ведет всю сеть и каждого партнера по одной траектории. Представьте лодку, на борту которой 10 человек. 5 гребут в одну сторону, 5 в другую. Куда плывет лодка? Франшизу франшизой делает стандарт, складывающийся по кирпичикам. Бренд крепчает во всех отношениях, когда стандарт выполняется.
12 Франшиза — это еще что-то от себя
Заставить стандартом делать искренне, от души, невозможно, потому что это качество зависит от воспитания, морали, образования и так далее, от личных характеристик человека. Сколько не пиши стандартов, если ты своим умом не сообразишь, как именно качественно их применять, то франчайзи и франчайзер могут запороть самую известную и самую лучшую франшизу в мире.
Франшиза — это не слепое следование правилам. Это внутреннее согласие с правилами + действия в условиях понимания реальности.
Ты не должен быть роботом, не должен быть рабом. Ты должен быть СВОБОДНЫМ, ты должен быть ИСКРЕННИМ.